СОП 12/1-92
Утверждено приказом
Руководителя МЦ
№16 от «27» февраля 2023 г.
Правила управления обращениями
- Цель: Повышение качества медицинских услуг в медицинской организации.
- Область применения: Данные Правила распространяются на всех сотрудников Медицинского центра НАО ЗКМУ им. М. Оспанова (далее — Больницы).
- Ответственность: Служба поддержки пациента/Служба внутреннего аудита/Отдел менеджмента качества или другое структурное подразделение, профильный заместитель главного врача заведующие отделениями или руководители структурных подразделений или специальные комиссия Больницы.
- Определение:
Обращение — направленное субъекту, рассматривающему обращение, или должностному лицу индивидуальное или коллективное письменное, устное либо в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью, предложение, заявление, жалоба, запрос или отклик.
Настоящий документ определяет принципы и порядок работы с обращениями, поступившими в Больницу в связи с претензиями к ее деятельности. Жалобы, поступающие в Больницу могут быть двух видов:
- на неудовлетворённость пациентов действиями сотрудников;
- на качество оказанных медицинских услуг.
При рассмотрении обращения ответственными сотрудниками Больницы обеспечиваются своевременность, объективность, справедливость, беспристрастность и конфиденциальность по отношению к заявителю и поводу жалобы.
В рассмотрении обращения не должны принимать участие лица, имевшие отношение к предмету обращения.
- Ресурсы:
1) ящики для жалоб и предложений.
- Документирование:
- Журнал входящей корреспонденции Канцелярии;
- журнал регистрации обращений;
- протокол рассмотрения обращения;
- ответ заявителю.
- Основная часть процедуры:
Процесс управления обращениями включает следующие этапы:
- Приём и регистрация обращения:
- Поступившее обращение регистрируется в Журнале входящей корреспонденции Канцелярии Больницы.
- Заявителю, непосредственно обратившемуся письменно в Больницу, выдается копия обращения с входящим номером документа с указанием даты, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.
- Обращение должно адресоваться субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов.
- В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес; юридического лица — его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата. Обращение должно быть подписано заявителем либо заверено электронной цифровой подписью.
- При подаче обращения указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.
- Сроки рассмотрения обращения.
- Обращение рассматривается в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней, жалоба в срок, не превышающий двадцати рабочих дней.
- Рассмотрение обращения.
- При рассмотрении обращения сотрудники Службы внутреннего аудита (или другое ответственное структурное подразделение Больницы) обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений физических и юридических лиц.
- Принимают меры, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод физических и юридических лиц.
- При изучении обращения сотрудники Службы внутреннего аудита (или другое ответственное структурное подразделение) несут ответственность за сбор и достоверность представленной информации, необходимой для проверки обращения.
- Ответственность за разбор обращений возложена на Службу внутреннего аудита (или другое ответственное структурное подразделение), заместителя главного врача по лечебной работе и заведующих отделениями Больницы.
- В рассмотрении обращения не должны принимать участие лица, имевшие отношение к предмету обращения.
- По завершению рассмотрения обращения составляется протокол. Протокол и материалы (первичная документация, объяснительные записки и пр.) представляются Службе внутреннего аудита (или другому ответственному структурному подразделению), профильному заместителю главного врача и первому руководителю Больницы для обсуждения и принятия мер.
- По результатам рассмотрения обращения принимается одно из следующих решений:
- о полном или частичном удовлетворении обращения;
- об отказе в удовлетворении обращения с обоснованием причины принятия такого решения;
- о даче разъяснения по существу обращения;
- о прекращении рассмотрения обращения.
- Ответ заявителю.
- Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на действующее законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.
- Завершение работы по обращению.
- После завершения работы по конкретному обращению заинтересованное подразделение, совместно со Cлужбой внутреннего аудита (или другим ответственным структурным подразделением) принимает решение о разработке корректирующих и предупреждающих действий по предотвращению поступления повторных обращений.
- По завершению рассмотрения обращения ответственный сотрудник Службы внутреннего аудита (или другого ответственного структурного подразделения) составляет отчёт по обращению.
- Ответственный сотрудник проводит проверку выполнения корректирующих и предупреждающих действий по предотвращению поступления повторных обращений. По результатам проверки он делает отметку о выполнении (невыполнении) вышеуказанных действий в отчёте.
- Мониторинг обращений.
- Руководитель Службы внутреннего аудита (или другого ответственного структурного подразделения) один раз в квартал составляет отчёт по обращениям, в котором указывается:
- общее число обращений по видам;
- обоснованность обращений;
- структуру обращений.
- Отчёт по обращениям заявителей используется при проведении анализа системы качества со стороны руководства и при разработке плана мероприятий по повышению качества оказания медицинской помощи и удовлетворенности пациентов.
- Ответ заявителю.
- Ссылки:
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.03.2017 г.) (Статья 29);
- Кодекс РК от 07.07.2020 № 360-VI «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
- Закон Республики Казахстан от 12.01.2007 года № 221 «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.05.2018г.);
- Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 6 июня 2023 года № 104 «О внесении изменений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-230/2020 «Об утверждении правил организации и проведения внутренней и внешней экспертиз качества медицинских услуг (помощи)».
- Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 ноября 2021 года № ҚР ДСМ — 111 «Об утверждении стандартов аккредитации медицинских организаций»